Как заработать на УЗВ? C какой суммой можно входить в этот бизнес?
Эти актуальные вопросы мы адресовали одному из наиболее известных и опытных фермеров-рыбоводов Алексееву Антону Сергеевичу, председателю кооператива Акваферма.
— Добрый день, Антон!
— Добрый день!
— У Вас на данный момент уже не одна УЗВ, расскажите, пожалуйста, примерно об объемах и возможностях Ваших рыбоводных ферм.
— Лично моих УЗВ сейчас четыре, а в кооперативе 10 штук.
У меня 60 тонн в год мяса и 300 кг черной икры.
В кооперативе еще 150 тонн мяса осетра и 4 млн малька форели в год.
— Можете рассказать для начинающих, сколько примерно необходимо вложить в запуск УЗВ-бизнеса. Какие вообще расходы имеет смысл учесть при планировании бизнеса?
— Есть успешные проекты, которые стартовали с 3 млн рублей, тут надо детально подходить к каждому запросу. Всё зависит от желаемых результатов.
— Давайте разобьем на пункты:
- Это здание. Стоимость может зависеть от региона, от типа постройки, в нашем случае, например, это обходится в 13 тысяч рублей за м2.
- Оборудование. Грубо если, то цена оборудования — это цена рыба, которая может находиться в нем в моменте, т.е. примерно стоимость УЗВ — стоимость максимального количества рыбы, содержащейся в системе одновременно.
- Корм и рыба почти один к одному, но с поправкой, что мы говорим о качественном корме. На выращивание 1 тонны рыбы идет 1 тонна такого корма. При использовании дешевого может выйти любая другая цифра. Экономии на плохом корме не получится.
- Сотрудники. На каждые 10-20 тонн производства продукции нужен 1 человек в Штатном расписании. Опять же не забывайте про поправки в зависимости от региона.
- Маркетинг и реклама: тут все очень индивидуально, мы практически не тратились, например, но в вашем случае рост продаж может возникнуть только после хорошей рекламы. В некоторых случаях размер доходов будет напрямую зависеть от этого.
- Прочих мелких расходов масса. И тут важно понять, что в каждом конкретном случае они будут абсолютно индивидуальными и даже непредсказуемыми заранее, нет общего правила и общей статистики.
— Какие есть подводные камни и на чем можно быстро «прогореть»?
— Чаще всего самые большие и грубые ошибки совершаются на этапе расчетов. Если изначально допущены ошибки в системе, то проявляют они себя на том этапе, когда рыба подросла и переделать систему уже нет возможности, а проблема фатальна (например, нет нужного насыщения кислородом), и это может стать крахом всего мероприятия.
— Сколько можно заработать на УЗВ? Более-менее реалистичные цифры. Ну грубо, на миллион вложений.
— Рентабельность в среднем 30 процентов, но опираться на эту цифру сложно: важным будет, как поставлен рынок сбыта, стоимость выставленной продукции, единства опять же не будет, у кого-то может отличаться существенно.
— Очевидно, что более-менее заметный доход начинается от какого-то минимального объема производства. От каких начальных объемов производства в год можно заработать?
— Тут надо уточнить, что мы называем заработком, если считать, что это выше средней зарплаты по региону, то скажем так: если работаешь на себя, то от тонны в год будет уже заработок.
— Как определиться с видом гидробионта для выращивания? На какой рыбе больше зарабатывается?
— Популярных видов, которые годятся для сбыта, на данный момент немного: форель, осетр и африканский сом, остальное — пока экзотика. А чтобы понять, что в вашем случае может дать больший заработок, надо изучить рынок сбыта, учесть свои таланты и возможности продавца — общей формулы нет.
— Какие примерно сроки окупаемости УЗВ? (может быть пример…)
— При хорошем раскладе до 3 лет сроки. Очень важно, как опять же организован рынок сбыта и представлена продукция покупателям. Здесь и глубина переработки рыбы, и количество услуг — все имеет значение.
— На что важно обратить внимание при входе в этот бизнес? Может быть какие-то критерии, по которым можно понять, что в этот бизнес идти не стоит?
— Самое главное, человек должен гореть этим заниматься, дело не для всех:)
Идти только ради денег в эту сферу не советую точно никому.
Антон Сергеевич, спасибо огромное, что нашли время и ответили на очень популярные вопросы, которыми задаются начинающие фермеры и предприниматели, планирующие свой бизнес.